Допечатная подготовка макетов



Перед тем как отправлять макеты в печать, было бы неплохо убедиться что результат будет достойным, а чтобы это сделать, достаточно пройтись по небольшому чек листу, и исправить все недочеты которые он выявил. Итак, чек-лист по предпечатной подготовке макета:

1. Перевести все файлы в цветовой формат CMYK

Цветовая модель RGB основана на том что каждый пиксель на экране излучает собственный свет, бумага же этого делать не умеет, поэтому напечатанные на ней файлы в формате RGB будут темные. Чтобы этого избежать — файлы переводят в формат CMYK. С ним полноцветное изображение складывается путем смешивания красок: cyan (голубой), magenta (пурпурный), yellow (желтый), key (обычно черный).

Подробнее о подборе цветов в статье «Цвета для печати, подбираем «Чистые» цвета CMYK».

2. Убедиться что используемые цвета не превышают в сумме 280-300%

Подбор цветов для печати дело не самое простое, тут стоит учитывать множество особенностей. Самый яркий пример одной из них: бумага бывает разной плотности. Чаще всего в печати используется:

  • писчая бумага из принтера имеет плотность от 70 г/м2.
  • листовки, флаеры и меню печатаются на бумаге 110-150 г/м2.
  • визитки, обложки, упаковка до 300 г/м2.

Соответственно бумага с разной плотностью по-разному впитывает краску, и результаты на печати оказываются разными. Если мало краски на плотной бумаге — цвета получаются бледными, если много краски на тонкой бумаге — цвет просочится на обратную сторону листа, что особенно неприятно при двусторонней печати. 

Глянцевая и матовая поверхности тоже ведут себя с краской по-разному. 

Если не учесть всех этих факторов, есть вероятность получить косяк в итоговой продукции. Для избежания неприятных последствий цвета в макете подбирают исходя из указанных факторов, и чаще всего сходяться в правиле что сумма красок (сумма показателей CMYK) не должна превышать 280-300% (в редких случаях 320%).

А еще, выбирая цвета хорошо бы не забывать, что чем большим количеством красок описывается цвет, тем темнее он в итоге получится.

Подробнее о подборе цветов в статье «Цвета для печати, подбираем «Чистые» цвета CMYK».

3. Выставить файлу с макетом разрешение в 300dpi

Важным параметром при печати является разрешение изображения, оно измеряется в количестве пикселей (dpi) или точек (ppi) на дюйм. Если верить исследованиям, человеческий глаз не способен различать пикселизацию выше 300 dpi (при более низких значениях на профессиональной печати будут отчетливо видны пиксели), а более высокие значения нецелесообразны. 

Статистика использования разных dpi:

  • для промышленной печати все картинки должны быть 300 точек на дюйм (dpi);
  • для бытового принтера сойдет 100-150 dpi;
  • для широкоформатной печати, на которую зритель будет любоваться с расстояния минимум метр. а то и два 90-120 dpi;
  • для экранов 72 ppi — за глаза и за уши.

Лайфхак: Как узнать сколько dpi (на самом деле ppi) на картинке? Измеряете длину и ширину макета в сантиметрах, умножаете каждое значение на 118 (для 300 dpi) и получаете нужный размер в пикселях.

21 х 29,7 см = 2478 х 3505 пикс

4. Убедиться что нужные графические элементы представленны в векторе

Мелкие элементы представленные в виде графики рискуют быть размазанными и нечеткими.

5. Преобразовать все шрифты в кривые и встроить изображения в файл

Совсем не факт что в типографии, в которой вы собираетесь печатать файл, будет установлен шрифт используемый в макете. Можно конечно передать их вместе с макетом, или внедрить в pdf файл, но куда проще перевести его в кривые. 

Да и про изображения забывать не стоит, все используемые в макете изображения либо должны быть приложены к макету, либо встроены в него.

6. Убедиться что в макете выставлен правильный размер бумаги, соответствующий итоговому формату

Масштаб макета должен 1 в 1 равняться размеру итоговой продукции, но, прибавлять к себе вылеты (то есть листовка А4 — это 210х297 мм. и по 3 мм. в каждую сторону итого 216х303 мм).

7. Привести все изображения в размер соответствующий печатной продукции

Если картинки в многостраничном издании изначально сделаны большего или меньшего размера чем задуманно в макете, и потом уменьшались или увеличивались в иллюстраторе или индизайне, то в итоге, либо  размер PDF ставится до неприличия огромным, либо качество изображений в продукции оставляет желать лучшего. Конечно этот пункт не послужит помехой для печати бюджетной или малотиражной продукции, но если вы планируете хранить макет для последующего повторного использования, то почему бы не привести его в порядок?

Если вы используете TIFF файлы — желательно пользоваться комрпессией LZW.

8. Проверить наличие вылетов и отступов

Многотиражная печатная продукция нарезается стопками, а нож имеет свойство отклоняться, в пределах погрешности, поэтому в макете должно быть предусмотрено пространство, которое позволит избежать неправильно обрезанных фрагментов. Пространство это должно быть продолжением изображения, а не белой рамкой вокруг макета, если конечно в макете не предусмотренно белой рамки вокруг композиции. Вылеты как правило делают от 3 до 5 мм.

В случае если печатная продукция будет нарезаться поштучно (билборды, вывески и прочее), то этот пункт можно пропустить.

Кроме вылетов, хорошим тоном считается создание отступов текста и важных частей от края листа, который должен равняться хотя бы 5 мм.

9. Проверить черный цвет

Как правило глубокого черного можно добиться используя C 25 / M 20 / Y20 / K100. В любом случае, в состав черного цвета должно входить 100% черного цвета, а остальные цвета — на ваше усмотрение, но не превышая устоявшейся нормы из 2 пункта — 280-300%.

10. Проверить серый цвет

Серый цвет можно получить двумя путями.

Первый путь: взять градации черного и установить нужное значение, например, C:0 M:0 Y:0 К:50.

Второй путь: смешать желтый, пурпурный и голубой в определенной пропорции. Для примера с 50% черного, это C:47 M:37 Y:37 К:0.

В теории, в обоих случаях должен получится один и тот же серый цвет средней насыщенности, но, на практике, второй путь приведет к нарушению баланса — непредсказуемому сваливанию в теплый или холодный оттенок серого. Причем дефекты печати будут тем заметнее, чем светлее оттенок серого. 

11. Однородные заливки

На однородных заливках часто бывает заметен целый букет проблем: пятнистость, разнооттеночность, муар, пузырение, продольное или поперечное полошение (когда заметны полоски разной тональности). Чтобы подобные дефекты не бросались в глаза, можно добавить в однородную область шум, градиенты и прочие «украшательства», но если нужен точный цвет однородной заливки целесообразно печатать его «пантоном». Смесевые краски Pantone готовятся заранее на станциях смешения красок, по номеру специального каталога. Они поступают в типографию в готовом виде, что исключает возникновение погрешности при получении цвета, как это бывает при смешивании четырех красок. 

12. Преобразовать эффекты

Для лучшего качества итоговой продукции, все созданные в макете эффекты, вроде теней или градиента, необходимо преобразовать в растр.

13. Подогнать цветовой профиль

В идеале, надо запросить у типографии информацию об используемом цветовом профиле. Это необходимо потому, что каждое печатающее устройство «понимает» цвет по разному. Чаще всего в России для офсетной печати:

  • по мелованой бумаге плотностью 100-150 г/м используется профиль Coated FOGRA39 (ISO Coated v2)
  • для бумаг плотностью до 100 г/м — профиль ISO Coated v2 300% (ECI)

14. Оверпринтиг и тремпинг

При офсетной печати объекты черного цвета лучше помещать наверх. Об этом правиле все чаще начали забывать. Зачем и почему? Посмотрите схему того, как выглядит офсетная печать:

Чтобы осуществить печать, краски в типографиях «намазывают» на листы (или цилиндры) и этими листами делают оттиск на бумаге. Под элементы другого цвета оставляется белое пространство, чтобы краска могла лечь на белую бумагу. И если лист светлой краски ляжет поверх уже напечатанной темной, может наблюдаться такой неприятный эффект, когда краска не попадает на доли милиметра и оставляет часть листа незапечатанной. Если же черная краска будет печататься последней, в плашке ниже не будет предусматриваться «белое пространство» для другого цвета, фон ляжет ровным слоем. Чтобы черные элементы печатались последними, к ним стоит применить свойство «overprint».

Если же сначала всю площадь запечатать светлой краской, а потом уже темной, зазоров не будет, да и черный цвет получится более сочным.

Для борьбы с подобный эффектом несостыковки цветов, получающимся при печати продукции с большими полями цвета, делается треппинг. Треппинг это небольшой припуск (обводка) в местах надложения красок друг на друга. В случае если в макете грамотно сделан треппинг, цвета практически не различимы, и вероятность возникновения зазора (незапечатанной области) между красками сводится к нулю.

Грубо говоря, чтобы не получить так:

Надо сделать так:

Как правило для печати мелкой продукции хватает треппинга в 0,25pt, для печати крупных форматов — 0,5pt. Но лучше уточнить эту информацию у типографии. 

15. Особенности многостраничных изданий

При подготовке многостраничных изданий обычно возникают погрешности резки, биговки (когда между листами продавливается канавка-направляющая для складывания) и фальцовки (операция по сборке листов в тетради), обусловленные несовпадением левой и правой частей разворота. Это может быть неприятным моментом, если в макете присутствуют изображения, переходящие из одной части разворота в другую. Если в типографии такая погрешность выходит за пределы нормы, то возможно стоит отказаться от подобного хода, или сменить типографию. 

По этой же причине лучше не приближать тексты или значимые изображения к месту сгиба менее чем на 15 мм, иначе восприятие текста может оказаться затруднительным.

Что касается нормы, то тут можно обратиться к ГОСТу, который гласит что: «допустимое совмещение по фальцу в готовых тетрадях на бумагах массой от 100 г/кв. м и выше составляет 1,2 мм».

Цветопроба и тестовая распечатка

И, конечно же, даже после того как вы убедились в том что все необходимые пункты соблюдены, не стоит игнорировать необходимость делать распечатку прототипа. Она поможет выявить неудачные особенности макета.



71.27%



Это интересно