Материалы художника: темперные краски. Описание и как выбрать
Темперная краска, это водяная краска, приготовляемая на основе сухих порошковых пигментов. Главное отличие темперы в том, что после испарения воды и полимеризации связующего компонента, краска становится нерастворимой в воде.
Цвет и тон в произведениях, написанных темперой, более устойчивы к внешним факторам и дольше сохраняют изначальную свежесть, в отличие от работ, выполненных маслом. Темперная живопись одна из древнейших техник, возрастом более 4 тысяч лет. Ее следы находили при росписи египетских саркофагов и в византийской иконописи, откуда она перекочевала и к российским мастерам. Большинству людей темперные краски знакомы благодаря иконописи.
В состав темперной краски входит два компонента: порошковый пигмент и связующее вещество. Связующим веществом выступает эмульсия, натуральная или искусственная. В качестве натурального связующего вещества используют разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо, либо казеин, разбавленный в льняном масле; а искусственным связующим компонентом выступают высыхающие масла в водном растворе клея или дисперсии полимеров.
Особенности темперной краски, за которые её любят художники (параметры красок могут незначительно меняться, в зависимости от состава):
- долговечность тона. не темнеет и не желтеет со временем (в зависимости от ингредиентов цвет может слегка измениться);
- после высыхания объем слоя краски не меняется. Незначительные изменения происходят только при высыхании;
- быстро сохнет. С одной стороны, это может показаться недостатком, но с другой, дает возможность раньше начать обработку или транспортировать картину;
- нет необходимости покрывать лаком. Лаком можно покрыть если хочется увеличить срок жизни картины или защитить от механических повреждений, при этом краски не поменяют свой тон, главное правильно выбрать лак;
- прочность и долговечность;
- приятная матовая фактура;
- устойчивы к внешним факторам, таким как: изменение влажности, температурные перепады, яркое освещение. После высыхания на поверхности картины формируется твердый, нерастворимый в воде слой, который накрепко соединился с основанием;
- легко проникают в древесину и удаляются только шлифованием;
- плотные, имеют высокую кроющую способность;
- не текстурные, на них не остается следов от кисти;
- можно работать в смешанных техниках.
Недостатки темперной краски:
- темперу нельзя наносить слишком толстым слоем. Такой слой малопластичен и может потрескаться;
- на одной картине не рекомендуется использовать краски с разными составами, иначе есть риск расслоения или свертывания;
- быстрота высыхания краски усложняет работу для новичков.
Темперные краски продают в тюбиках, поскольку для этого вида красок важна герметичность. По консистенции они напоминают маслянные краски.
Виды темперных красок
От того, какое связующее вещество выбрано для изготовления краски, зависят и некоторые ее свойства. Разберём, какие виды темперных красок бывают.
Яичная темпера.
Чаще всего яичная темпера изготавливается на основе желтка, который смешивают с водой, уксусом, отдушкой и пигментом, иногда добавляя природные смолы. Яичная темпера очень эластичная и прочная, но излишне маслянистая (жирная). Как и масляные краски, может потемнеть или пожелтеть со временем. Подобный эффект можно наблюдать глядя на старые иконы, которые, как правило, писались с использованием темперных красок.
Также красящие смеси делают на основе целого яйца или одного лишь белка, такие составы лучше подходят для рисования фресок, поскольку их наружный слой более хрупкий и менее стоек к внешним воздействиям. Белковая темперная краска, в отличие от желтковой, не изменяет цвет.
Раньше, в темперные краски добавляли различные ингредиенты, для избежания их порчи. В современные яичные краски для этих целей вводят современные консерванты, после чего расфасовывают их в тубы.
Казеиново-масляная темпера.
В качестве основного связующего вещества в этом виде темперы выступает казеин, получаемый из коровьего молока. Казеин размешивают с отбеленным льняным маслом, для придания нужной консистенции, а затем добавляют цветной пигмент. В современные краски также добавляют фенол, который является антисептиком и позволяет продлить срок службы материала, предотвращая слишком раннее появление плесени.
Это самый прихотливый вид темперы, для него подходят только специально подготовленные холсты и картоны, бумага.
Объемные мазки таким составом лучше не делать, так как они быстро отслоятся от поверхности. Срок годности материала равен 6 месяцам, и по истечении пигмент начинает свертываться. Просроченной краской лучше не работать, поскольку после высыхания красочный слой будет шелушиться, образуются комочки и отслаивания, причем у разных цветов этот процесс происходит по-разному. Если же соблюсти все условия применения, то казеиново-масляная темпера будет прочно держаться десятилетиями, отлично сцепится с холстом и не потемнеет со временем.
Воскомаслянная темпера.
Эта темперная краска имеет самый сложный состав. Чтобы сделать основу такой краски, в растительные масла добавляют пчелиный воск, смолы, дистиллированную воду и другие компоненты, после чего добавляют пигмент. Воскомаслянная — самый современный вид темперы. С ней приятно и легко работать, она отлично ложится на загрунтованное основание, подходит для росписи стен. Воскомаслянная темпера обладает удивительными живописными свойствами. Сочные, яркие цвета при наложении друг на друга образуют эффектные колористические сочетания, в каждом цвете чувствуется насыщенная глубина и фактура краски. Благодаря прозрачности основы, воскомаслянная темпера позволяет создавать сложные цвета и оттенки, градиентные переходы, а также объемные изображения, с помощью наложения одного цвета на другой.
Присутствие воска и смолы дольше сохраняют подвижность и эластичность краски, благодаря чему можно переписать или доделать отдельные фрагменты. Их можно смешивать с водными и масляными красками.
В первые дни после нанесения на поверхность подсохшую воскомаслянную темперу легко растворить и смыть краску водой. С одной стороны, это удобно (можно смыть засохшие краски с палитры и кистей), с другой стороны, ведение многослойной живописи требует внимательности и осторожности, поскольку рисунок, сделанный один-два дня назад, может размыться при нанесении последующих слоев краски. Примерно через 20—30 дней краска полимеризуется и становится нерастворимой в воде.
После полного высыхания цвет красок не меняется. Поверхность становится матовой, но можно придать небольшой блеск, если натереть ее шерстяной тканью. Это происходит за счет мельчайших частиц выделившегося воска.
Работа выполненная восковой темперой хорошо переносит воздействия внешней среды, такие как яркий свет и влажность воздуха, не изменяется в тонах с течением времени (по сравнению с живописью маслом).
Поливинилацетатная темпера (из клея ПВА и акрила).
В состав поливинилацетатной темперы входит смесь эмульсии ПВА, синтетической смолы, стабилизаторов и пигмент. По сути своей, она близка к акриловым краскам. Акриловая темпера популярна как среди новичков, так и среди профессионалов. Она обладает чистым цветом и может пигментироваться в насыщенные оттенки. Такая краска не подвержена расслоению, отлично держится на поверхностях, а при покрытии лаком обретает очень красивый блеск.
По сравнению с воскомаслянной темперой, имеет меньшую стойкость к повреждениям и низкую светостойкость, поэтому больше подходит для росписи декора. Темпера с ПВА очень быстро сохнет, что может осложнять работу для новичков. Зато средство идеально для создания эффекта лессировки из-за достаточной прозрачности.
Акрил достаточно стоек к механическим повреждениям, не царапается, но у акриловых красок есть и ряд минусов:
- после высыхания они несколько светлеют, поэтому нижние слои начинают проступать на верхних.
- при работе с холстом вода из красок может вызвать его провисание.
- отмыть краску от палитры довольно сложно, поэтому лучше не дожидаться ее полного засыхания.
У этой краски есть ряд отличительных свойств, делающих ее удобной для обучения живописи:
- универсальная толщина живописного слоя.
- в процессе обучения нужно пробовать различные техники нанесения краски, это могут быть прозрачные лессировки или плотные ровные фона и, конечно, объемные, почти рельефные мазки. В отличии от других видов, темпера ПВА позволяет работать в любой из перечисленных выше техник, совмещать разнообразные приемы в одной работе без потери свойств.
- можно переписывать одно и то же место. Это очень удобное свойство как для начинающих, так и для опытных художников. В работе над живописным произведением часто попадаются сложные этапы и непростые детали, которые не получается сделать с первого раза. Поливинилацетатная темпера идеально подходит для таких случаев. Легко перекрывается, не размывает и не отслаивает предыдущий слой, не скатывается и не деформирует основу.
- любая основа. Темперой ПВА можно писать практически на любой сухой и чистой поверхности. Помимо классических загрунтованных холстов темпера прекрасно ложится на бумагу всех сортов, плотный картон, проклеенный оргалит, штукатурки, бетон, дерево, стекло, ламинированные поверхности. На всех поверхностях она крепко держится и не теряет своих изобразительных свойств, что очень важно в декоративно-прикладном искусстве.
Кисти и аксессуары
Для работы с темперой применяют кисти из щетины, а для прорисовки маленьких деталей — колонковые кисточки. Работая с темперой не обойтись без палитры. Для этих целей можно купить специальные художественные палитры, либо использовать одноразовые пластиковые тарелки. Это удобно и просто, но не экономично и тем более не экологично.
Основы и грунты
Чтобы качество рисунка было высоким, основу (холст, бумагу, картон, штукатурку) обязательно покрывают специальной грунтовкой на клеевой или эмульсионной основе. Вместо грунтовки можно использовать разбавленную водоэмульсионную краску с акрилом. Также рисовать темперной краской можно по дереву, тоже пропитав его грунтом. Оттенки для работы заранее подбирают на палитре.
Особенности работы с темперными красками
В зависимости от состава, при высыхании темпера может изменять тон и цвет — некоторые краски темнеют, другие высветляются.
Темпера ПВА имеет водоро́дный показа́тель pH меньше 7, что соответствует кислотному раствору, а Акрил (акриловая краска) имеет водоро́дный показа́тель pH больше 7, что соответствует щелочному раствору. Нельзя смешивать водные растворы ПВА и Акрила — это приводит к сворачиваемости (коагуляции) той краски, которой меньше и резкому повышению вязкости общего раствора. Но наносить раствор краски ПВА по сухой акриловой краске или раствор Акрила по сухой ПВА краске можно, и это не приводит к отрицательным последствиям.
Темперная живопись включает различные приемы, подразумевает применение разнообразных фактур. Лучше всего темперные краски подходят для рабочих основ с большой впитывающей способностью и для полотен, обработанных грунтом.
Лучше всего использовать темперу в лессировочной технике и для прорисовки мелких деталей.
Работать с темперой довольно сложно, особенно для новичков. К такой краске нужно привыкнуть и все получится. Потренироваться стоит на гуаши, а после оттачивания мастерства можно переходить на темперные краски.
Жидкие темперные краски обладают отличной текучестью, формируют тонкий, четкий штрих.
Для нанесения рисунка подойдут как жидкие краски, так и более густые — ими трудятся в пастозной технике. Если изображение светлое, грунт должен быть белым. Получить требующийся оттенок можно путем лессировки. Не менее часто наносят картинку грубыми, рельефными мазками. Сверху готовое изображение покрывают теми же лаками, что и для масляной живописи.
Краски такого типа отлично подходят для создания картин, икон, для росписи игрушек и предметов декора, статуэток, шкатулок, скульптур. В отличие от гуаши, они не смываются водой и отлично держатся на поверхности, в особенности если выполнены на основе акрила. При необходимости темперу можно использовать по маслу, правда, есть риск плохого сцепления двух слоев и скатывания состава. Лучше заранее обработать изображение мыльным раствором, а потом использовать приемы темперной живописи. Темперные краски можно смело назвать универсальным, оригинальным и высококачественным художественным материалом. При желании научиться работать с ним сможет каждый, даже новичок в данном виде искусства.
Вспомогательные средства для работы темперой Для разбавления темперы подойдет обычная вода, а также другие краски на водной основе — акриловые, гуашь, акварель. Готовые материалы будут иметь еще более интересные оттенки, что позволит создавать оригинальные цветовые переходы и эффекты. Восковую темперу разводят даже растворителями — скипидаром, уайт-спиритом, но после высыхания такая картинка будет матовой. Если нужен глянцевый эффект, в основу добавляют мастичный или даммарный лак, а также льняное масло.
Приготовление темперной краски
Приготовить яичную или козеиновую темперную краску можно и в домашних условиях.
Для приготовления яичной понадобится свежее куриное яйцо и красящий пигмент: куриное яйцо разбивают и отделяют белок от желтка. Затем желток прокалывают и выпускают в стакан, куда добавляют воду, по количеству равную объему самого желтка, и 5-б капель 50%-ной уксусной кислоты, Для приготовления такой темперы можно использовать любые хорошо измельченные красящие вещества. Их растирают курантом на каменной плите, предварительно добавив немного теплой воды. Растекающуюся по краям красочную массу собирают деревянным щпателем и вновь перетирают. Процесс растирания длится в среднем 2-4 часа. После того как пигмент будет достаточно измельчен, его добавляют в желтковую эмульсию. Чтобы предотвратить высыхание краски, её заливают водой, которую перед работой сливают.
Темперные краски могут быть приготовлены и на белковой эмульсии. Однако такая эмульсия значительно уступает желтковой, так как она менее стойка к внешним воздействиям и имеет более хрупкую пленку. Для ее улучшения добавляют млечный сок мака и чесночный сок. Можно приготовить темперу и на связующем веществе из белка и желтка (предварительно хорошо их перемешав) с добавлением льняного масла. Для этого берется (в частях по объему):
- яйцо (желток и белок) — 1
- льняное масло — 2
- уксус столовый — 2
- пигмент — по потребности
Для приготовления темперы сначала смешивают желток с белком, затем, помешивая, вводят масло, потом уксус. После этого связующее вещество смешивают с пигментом. Темперой такого состава часто пользуются в монументально-декоративных росписях по штукатурке.
Казеиново-масляная темпера состоит из казеиново-масляной эмульсии и пигмента. Эта темпера продается в тюбиках. Чтобы самостоятельно приготовить казеиново-масляную темперу, нужно взять:
- казеиновый клей (20%-ный раствор) — 100 г.
- льняное масло — 100 г.
- вода — 50 г.
- пигмент — по потребности
Казеиново-масляная темпера после высыхания быстро твердеет, прочно пристает к грунту холста, дерева, картона. Красочный слой обладает прочностью и не растрескивается даже при пастозном наложении.
Наиболее часто в приготовлении темперы употребляют следующие красящие вещества:
- белые — свинцовые, цинковые, титановые белила;
- желтые — желтые охры, сиена натуральная, марс желтый, марс оранжевый, кадмий желтый, кадмий оранжевый, ауреолин, стронциановая желтая, желтый лак из крушины;
- красные — киноварь натуральная и искусственная (розовая, красная и вишневая), кадмий красный, английская красная, марс красный, кармин натуральный, краплак натуральный;
- фиолетовые — марс фиолетовый, кобальт фиолетовый, фиолетовые лаки из ягод ежевики, черняки;
- зеленые — изумрудная зелень, окись хрома, зеленая земля, волконскоит, глауконитовая зеленая, зеленый кобальт, зеленые лаки из крушины;
- синие — ультрамарин натуральный и искусственный, кобальт синий, лазурь горная, лазурь берлинская, индиго;
- коричневые — марс коричневый, коричневый лак из коры ольхи, коричневые земли, жженые охры, жженая сиена, Ван—Дик коричневый;
- черные — виноградная черная, франкфуртская черная, кость слоновая жженая, древесная чернь, косточковые черные из косточек вишни, абрикоса, персика.