Материалы художника: масляные краски. Описание и как выбрать

Масляная краска, это краска на основе натуральных растительных масел и олиф. Она была изобретена так давно, что точная дата неизвестна. Первая маслянная краска образовывалась путем выливания пищевых отходов из печных очагов, и состояла из масла с пигментом из сажи.

В наши дни, в состав масляной краски входит: растворитель (масло или олифа); пигмент (мелко перетертые порошки неорганического и органического происхождения); наполнители, состоящие из талька, слюды и каолинов; специальные вещества сиккативы (соли кобальта, свинца и марганца), добавляющиеся для ускорения высыхания; поверхностно активные вещества, добавляющиеся для равномерного перемешивания пигментов и наполнителей, и получения равномерного цвета.  

Особенности масляной краски, за которые её любят художники:

  • после высыхания, образует ровный плотный цвет;
  • устойчивы к внешним воздействиям, хорошо выдерживает повышение и понижение температуры, повышение влажности и солнечную радиацию; 
  • свеже нанесенную краску можно смыть с твердых поверхностей, пока не произошло окисления масел;
  • просты в изготовлении и недороги;
  • наносятся как вручную, с помощью кисточек и валиков, так и с помощью распылителей;
  • хорошо проникают в мелкие трещины;.

Недостатки масляных красок:

  • нельзя наносить толстым слоем;
  • долго сохнут;
  • со временем выгорают.

Как выбрать маслянную краску

Состав краски

Пигменты, входящие в состав маслянной краски, могут быть неорганические (минеральные) и органические. Некоторые из них являются очень редкими или требуют больших затрат на производство, другие, напротив, имеют невысокую стоимость и встречаются часто. Это значительно влияет на стоимость краски. Пигменты определяют цвет красок, интенсивность и светостойкость.

Связующее вещество так же может быть изготовлено из различного состава ингредиентов, которые влияют на итоговую стоимость.

По составу масляные краски можно разделить на серии, предназначенные для различных сегментов покупателей и решения определенных задач.

Профессиональные — изготавливаются на высококачественных связующих и светостойких пигментах, с высокой концентрацией и с минимально необходимым наполнителем. Используются художниками профессионалами.

Полупрофессиональные — изготавливают на качественных связующих, но с заменой дорогих пигментов на аналоги. Краски имеют достаточно высокую светостойкость и неплохую концентрацию. Главное достоинство — уравновешенное сочетание цены и качества. Популярны среди начинающих художников или любителей, учащихся профессиональных художественных заведений.

Краски начального уровня — в основном, изготавливаются на основе недорогих синтетических составляющих с большим процентом наполнителей и связующих, что сказывается на концентрации пигмента. 

Специальные обозначения

Пытаясь выбрать маслянную краску, также обратите внимание на специальные обозначения на тюбиках (в качестве обозначений, как правило, используют звездочки и квадратики, но на зарубежных красках вместо звездочек можно увидеть плюсики, или подобные символы). Звездочки говорят о светостойкости краски, чем их больше, тем больше светостойкость краски, а значит и сочность красок в картине продержится дольше. Квадратики говорят о кроющих свойствах масляной краски — о том, как краска будет ложиться на холст.

  • *** — светостойкие краски;
  • ** — среднесветостойкие краски;
  • * — малостойкие краски;
  • — укрывистые краски;
  • — полупрозрачные краски;
  • — прозрачные краски.

Светостойкость

Краски с одной звездой (плюсиком), начинают выгорать уже через год службы. Соответственно художники предпочитают их не использовать. Такие краски подходят только новичкам, для различного рода экспериментов.

Краска с двумя звездами продержиться около 25 лет, что обычно устраивает и новичков и уже более опытных мастеров живописи.

Краска с тремя звездами готова служить аж до 100 лет. 

Укрывистость

Прозрачная краска, обозначающаяся белым квадратом, хорошо подойдет для лессировки в масляной живописи. С использованием разбавителя ее можно развести до состояния акварели. 

Полупрозрачные краски, обозначающиеся половинным квадратом, хорошо смешиваются и дают довольно чистые оттенки взаимодействуя с корпусными и прозрачными.

Не прозрачную краску с высокими кроющими свойствами, обозначающуюся черным квадратом, называют корпусной. Она плотно ложится на холст, и даже с разбавителем не разводится до прозрачного состояния. Корпусные краски хорошо подойдут для нанесения фактуры и для создания густоты живописи. 

Признаки некачественной краски

  • Плохая консистенция. Излишняя текучесть или излишняя пастозность;
  • Расслаивание краски. Пигмент отделяется от связующего. Например при выдавливании краски из тюбика, сначала вытекает масло;
  • Наличие посторонних включений;
  • Плохая «разносимость» краски. Она ложится на основу неровным слоем, с образованием полос и плохо прокрашивает;
  • Низкая эластичность. Растрескивается при высыхании.

Кисти и аксессуары

Для работ масляными красками нужны кисти пожёстче, лучшими будут кисти с ворсом из колонка, щетины и синтетики. Для работы на холстах большого формата хорошо использовать щетину, для небольших картин — синтетические кисти. 

В живописи маслом мастера-художники используют 3 типа синтетических кисточек: 

  • Тонкие круглые кисти для работы над деталями (около миллиметра);
  • Плоские плотные кисти для гладких широких прописей (1-1.5 см);
  • Мягкая веерная кисть для разглаживания бороздок. 

Для живописи маслом новичкам, прекрасно подойдет набор кистей, который избавит от проблем выбора, но если набором брать не хочется, то стоит взять следующие кисти: 

  • Плоская кисть из щетины (№5) — для широких прямоугольных мазков и закрашивания участков густой краской интенсивного цвета;
  • Круглую кисть из щетины (№8) — для создания начальной композиции, нанесения краски на большие участки и длинных рельефных мазков;
  • Плоскую короткую кисть из щетины (№2), синтетическую кисть (№4) или колонок (№1-2-3-4) с округлым концом — для обработки мелких деталей.

При работе с масляной краской, можно заметить как она затекает под металлическую втулку кисточки. Чтобы не мучиться с отмыванием этой части, новую кисть надо сперва окунуть в подсолнечное либо льняное масло, вытащить и поставить её верх ногами на сутки. Этого времени достаточно, чтобы масло впиталось. На следующий день кисть можно помыть, но впитавшееся масло все равно останется, и не будет больше давать проникать краске вглубь, что значительно продлит срок службы кисти. 

Основы и грунты

Для работы с маслом художники, как правило, используют холсты. А самый распространенный материал холста — лён. Льняной холст имеет интересную фактуру, благодаря чему картины написанные на нем приобретают некую «живость». Лен достаточно прочный материал, с высоким коэффициентом истираемости, что придает картине защиту от воздействия температур, влажности и различных деформаций.

Для особо крупных картин есть смысл использовать льняной холст с двойным переплетением, который еще тверже, прочнее и надёжнее, т.к. меньше подвержен усадке.

Холсты отличаются зернистостью. Для аккуратной и детальной живописи (например, портретной) подойдёт мелкозернистый льняной холст. Среднезернистый холст — универсален, и отлично подойдет новичкам. Крупнозернистый холст, в отличие от первых двух, без проблем выдержит пастозную живопись (крупные мазки).

Обратите внимание:

  • Картина дольше сохранится на льняном холсте, изготовленном из длинных волокон, так как они имеют более ровную нить по толщине;
  • Срок жизни картины выполненой на холсте из отходов первичной обработки льна значительно меньше. На такой ткани можно заметить утолщения, утоньшения, или всякого рода неровности (бугорки, узелки, бородавки), которые, вдобавок, придется срезать лезвием, чтобы убрать дефекты.

Второй по популярности материал холста для масла — хлопчатобумажная ткань. Главное ее достоинство в том, что нить хлопчатника значительно ровнее и тоньше, что нравится некоторым художникам. Но есть и недостатки: он может гнить, расширяться, сжиматься и в последующем пускать волны вдоль границ холста. Подходит в основном для начинающих, и стоит значительно дешевле.

Для энергичного и пастозного нанесения красок подойдёт основа из мешковины, желательно не слишком разреженной. На ней можно писать отличные крупноформатные этюды, так как выраженная рельефная фактура это позволяет. Делаются волокна из конопли. Имеет ярко выраженную фактуру и требует хорошей грунтовки, а также нежного обращения, так как пряжа хрупкая.

Иногда для работы с маслом используют полиэстер. Считается что он гораздо превосходит лён и хлопок, устойчив, прочен и не чувствителен к раздражению масляных красок, к тому же у него полностью отсутствует фактура, что делает материал совершенно гладким. Но данный эффект подходит далеко не всем картинам.

Выбирая холст имейте ввиду, слишком белые холсты могут становиться менее прочными, из-за отбеливающих химических средств. Не берите холсты с торчащими нитями и узлами, нити должны быть идеально ровными как по ширине, так и по длине. 

Особенности работы с маслом

Масло позволяет накладывать толстый слой краски, моделируя объем. Импасто на переднем плане вместе с постепенным уменьшением толщины создаст выразительную текстуру выступающих камней, древесных стволов или участков листвы. Сухая кисть поможет создавать множество текстур и эффектов за счет пропусков в мазках. Короткие мазки образую выразительную листву или пену на воде, а плавные линии — древесную кору.


Это интересно

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.