Материалы художника: краска «гуашь», описание, как выбрать

Гуашь — почти непрозрачная водно-клеевая краска. Укрывистость этой краски связана со значительным количеством пигмента в составе, по отношению к содержанию связующего вещества. Классический состав гуаши: пигмент (красящее вещество), гуммиарабик (связующее вещество) и белила (матирующее вещество).

Особенности гуаши, за которые её любят художники:

  • Она обладает «живыми» (близкими к природным) цветами, достаточно густая, пластичная.
  • Гуашь способна перекрывать участки с темной краской светлыми красками, и наоборот, что позволяет вносить изменения в процессе работы.
  • Она изготовлена на водной основе, что также способствует возможности вносить изменения в процессе работы.
  • Гуашь универсальна в применении. Ее можно использовать на бумаге (но не менее 280 гр.), картоне, грунтованном холсте, фанере и других материалах.
  • После высыхания окрашенная поверхность приобретает благородную матовую бархатистость.
  • Отсутствует неприятный запах.
  • Быстро высыхает.

Существует четыре вида гуаши: художественная, плакатная, детская и акриловая.

Художественную гуашь чаще всего используют для станковой высокохудожественной живописи. Выпускается она как в банках, так и в тюбиках, при этом консистенция в независимости от фасовки одинакова.

Плакатную удобно использовать на пленэрах. Плакатная гуашь отличается большей укрывистостью, нежели художественная. В плакатной гуаши гуммиарабик заменён на каолин, это делает цвета более яркими.

В детской гуаши вместо гуммиарабика используют клей, что делает краску дешевле. Такая гуашь лучше ложится на поверхность, быстрее сохнет, работать с нею проще. В нее могут добавлять золотистую, серебряную, флуоресцентную краски и краску с эффектом «металлик». Покупать детям дешевую детскую краску не рекомендуется.

Акриловая гуашь более устойчива к воде, но при этом сохраняет все свойства обычной гуаши.

Дорогие и дешевые варианты гуаши отличаются не только составом, но и качеством красящего вещества: в хорошей гуаши используются пигменты высокого качества, тщательно измельченные.

Кисти и аксессуары

Для работы гуашью можно использоват и натуральные и синтетические кисти, но не слишком мягкие, мягкой кистью работать с вязкой густой краской будет сложнее.

Для начала при знакомстве с гуашью можно приобрести кисти № 4, № 10, № 16; для прорисовки деталей подойдет круглая кисть № 3. Чтобы не мучиться проблемами выбора, хранения и транспортировки, можно сразу приобрести набор кистей. После окончания работы гуашью, кисти достаточно хорошо промыть водой и дать им высохнуть.

Иногда, на участки работы, которые должны остаться светлыми, наносят маскирующую жидкость. Эту жидкость изготовляют на основе латекса, поэтому ее легко наносить на бумагу, а потом удалять одним движением, не нарушая слой с краской.

Чтобы сделать работу более фактурной, можно использовать мастихин, морские или поролоновые губки, в некоторых случаях — кисти с щетинным ворсом. Для смешивания красок и поиска необходимого оттенка приобретите белую пластиковую или фарфоровую палитру. 

Основы и грунты

Для гуаши подойдет любая бумага с высокой плотностью, не менее 280 гр. (если взять менее плотную бумагу, то в процессе нанесения гуаши она пойдет рябью). Гуашь лучше ложится на бумагу с фактурой, но при желании можно наносить ее на любые поверхности, в том числе — глянцевые (возникают проблемы с росписью стекла и пластика). Без проблем писать гуашью можно на картоне, грунтованном оргалите, гипсе, холсте, и даже деревянных поверхностях.

Особенности работы с гуашью

Гуашь — водорастворимая краска, поэтому чтобы получить нужный оттенок, её можно разбавить водой. Если же с водой оказался перебор, то сильно разбавленной гуашью можно рисовать как акварелью.

В случае если на рисунке была допущена ошибка, ее можно исправить. Либо подождать, пока краска высохнет, и смыть влажной кисточкой неудачный мазок, либо наложить один слой на другой (при этом верхний слой может намочить и размыть предыдущий слой, а при чрезмерной густоте получится неровная поверхность).  Высокая укрывистость удобна как для прорисовки мелких элементов, так и нанесения обобщенного наброска с последующей детальной живописной проработкой. После высыхания гуашь светлеет из-за присутствия белил в своем составе. Также, не стоит добавлять много белого или черного цвета, это значительно снизит яркость цвета, и сделает оттенки «холоднее». Прежде, чем начать большую работу, поэкспериментируйте с оттенками, сделайте выкраски (тестовые образцы на используемом материале).

Для закрепления работ используют лаки, которые можно наносить кистью или аэрографом. Лаки для работы с гуашью чаще выпускают глянцевыми, и их использование придает законченным работам лёгкий блеск.

Густая консистенция позволяет работать гуашью в различных техниках, в том числе в технике импасто. Способность к растворению делает возможным использовать гуашь в лессировке. Специальные технические приемы помогают гуаши имитировать на холсте различные фактуры. Гуашь часто используется в смешанных полотнах, например ее сочетают с акрилом и пастелью. Поклонники временных тату любят рисовать на себе узоры хорошей профессиональной гуашью, так как она хорошо наносится, быстро сохнет и достаточно легко смывается. Правда, гуашь не предназначена для рисунков на теле: нанести этой краской непоправимый вред своему здоровью вряд ли возможно — но все-таки лучше пользоваться специальной краской с натуральными ингредиентами, так как некоторые виды гуаши, в которых есть вредные химические примиси (напр. фенол) могут вызывать аллергические реакции и ими можно отравиться. Будьте аккуратны.


Это интересно

Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.